Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Архангельской области ::. Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Архангельской области

   
 

Смирнова
Ольга Леонидовна


Уполномоченный при Губернаторе Архангельской области по правам ребенка

Доклады / Публикации Биография

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН "О правах ребенка", Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными федеральными законами, законами Архангельской области, законом Архангельской области N 249-внеоч.-ОЗ от 22 декабря 2010 года "О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы в связи с учреждением государственной должности уполномоченного при губернаторе Архангельской области по правам ребенка".


Уполномоченные по правам ребенка в муниципальных образованиях Архангельской области



Ребенок имеет право 17.11.2012

Закончилась очередная Интернет-конференция, на которой пользователи сайта «ТК задавали вопросы уполномоченному при губернаторе Архангельской области по правам ребенка Ольге Смирновой. Сегодня – отчет с этой конференции.

Cмирнова Ольга Леонидовна. Окончила Архангельский медицинский институт с отличием (1991) и Архангельский институт управления (2001). Работала медицинской сестрой, почтальоном, врачом-терапевтом, заведующей отделением районной больницы. Была депутатом Архангельского областного Собрания депутатов двух созывов, главой Красноборского района, советником губернатора Архангельской области. С февраля 2011 года - уполномоченный при губернаторе Архангельской области по правам ребенка.

- Ольга Леонидовна, каковы права ребенка - ну вкратце…

- Вы удивитесь, но многих взрослых этот вопрос поначалу ставит в тупик, хотя, чуть подумав, почти все интуитивно отвечают на него. Дело ведь не в том, как права прописаны в Конвенции о правах ребенка, ратифицированной и Россией. Многое в ней – обязанность государства, с чего и начинается практически каждая статья: «государства-участники обеспечивают все права», «принимают все необходимые меры», «обязуются обеспечить ребенку защиту и заботу», «уважают ответственность, права и обязанности». Дело в том, как сами люди понимают права ребенка – маленького человека, во всем зависимого от решений и действий взрослых.

А права эти абсолютно понятны: право на жизнь, на здоровое развитие, на образование, на имя и приобретение гражданства, право регулярно поддерживать личные отношения с обоими родителями, право свободно выражать свое мнение (если ребенок способен сформулировать его), право на свободу мысли, совести и религии, право на отдых и досуг, на защиту от экономической эксплуатации… Если коротко, - «ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития».

- Как вы оцениваете положение с соблюдением прав ребенка у нас в стране и в Архангельской области?

- Думаю, - как все: к сожалению, не очень высоко. Отрадно, что Россия обратила внимание на права ребенка. Общеизвестно – отношение к больным, старым и малым – показатель уровня цивилизованности государства. И хотя детство и материнство всегда декларировались приоритетами в социальной политике, многие годы серьезные конфликты в семье, какие-то проблемы родителей с государственными органами отдавались на откуп самим родителям. И они, как могли и умели, так и отстаивали права своих детей. Или – наоборот – нарушали их.

У нас в области служба уполномоченного по правам ребенка создана лишь в прошлом году. Но за это время зарегистрирована уже почти тысяча обращений. В 2011-м я побывала в 17 муниципальных образованиях области, в этом году – в 16-и, в некоторых муниципальных образованиях не по одному разу. За 10,5 месяцев 2011-го 65 % жалоб были отработаны; остальные – в процессе разрешения. За полтора года юрист службы в качестве третьего лица или представителя истца участвовала в 43 судах. Эта статистика вряд ли что-то скажет непосвященному человеку, но уверяю вас – за каждой цифрой – судьба маленького человека.

- В каких случаях люди чаще всего обращаются за помощью к вам?

- Все обращения в службу уполномоченного по правам ребенка можно поделить на несколько групп. Первая – по жилищным вопросам: ветхое жилье, квартира с протекающей крышей и плесенью на стенах, крохотная комнатка на пятерых… Практически сто процентов жалоб этой категории полностью подтверждаются и требуют решения. Вторая группа – внутрисемейные проблемы: развелись родители, кто-то из членов семьи пытается выкинуть остальных из квартиры, пьющие родители, мама не разрешает ребенку видеться с бабушкой-дедушкой, отец отказывается платить алименты… Третья категория – медицинские проблемы. При всей неосведомленности и понимания населения в этой сфере, 75% обратившихся за помощью родителей оказываются правы: кто-то из медиков в чем-то не доработал. Четвертая категория - социальные вопросы. Сюда относятся проблемы с выплатой пособий, оплатой путевок, материальной помощью и т.п. Пятая категория вопросов – касается права на образование, непредоставление места в детском саду, разного рода конфликты в детских садах, школах, оздоровительных лагерях. Это и непонимание педагогов с родителями-детьми, и проблемы с организацией питания, безопасностью, незаконными поборами… Есть еще вопросы гражданства, имущественных прав и многого другого.

- Можно узнать поподробнее про процедуру распределения мест в детские сады: какими критериями руководствуются распределяющие? Почему распределяют в сады далеко от проживания? Кто состоит в комиссии? Родственник или знакомый имеют приоритеты при распределении?

- Вообще-то все эти вопросы – к отделам или управлениям образования конкретных муниципальных образований. Везде есть свои нормативные акты, в которых расписано, как дети ставятся в очередь, у кого есть льготы, как распределяются места и т.д. Если кто-то считает, что права его ребенка нарушены, он может обратиться с заявлением в нашу службу, и мы будем разбираться по конкретной ситуации. Что касается так называемых приоритетов для родственников, здесь, видимо, уместнее говорить о злоупотреблении служебным положением. Но, повторю, не зная ситуации, которая имеется в виду, я не могу ответить на эти вопросы предметно.

- Почему при переходе, при смене, при вновь прибытии в группу с родителей собирают оброк в виде помощи группе? Это традиция или менталитет?

- Разумеется, никакие «оброки» недопустимы. Если кто-то может и хочет помочь детскому учреждению, это должно быть самостоятельное решение родителя. А требовать «поддержки» никто не имеет права. Если же подобное происходит, следует обратиться к руководству отдела, управления образования данного муниципалитета. Если учредители детского учреждения проблему не разрешат, - в надзорные органы, к нам. Обращения с подобными вопросами уже были. Как правило, в садике вымогательства отрицают, но всегда есть возможность проверить информацию у других родителей.

- Зачем закрывать одновременно практически все детские сады - якобы на капитальный ремонт на все лето? Почему нельзя делать данные работы ступенчато?

- Подобные вопросы уже были из Котласского района, и мы писали главе, что стоит планировать работы таким образом, чтобы не вынуждать родителей каким-то образом растягивать свои отпуска на все лето или на два месяца. Многие просто не могут себе этого позволить.

- То, что ребенок не посещает садик два месяца – это является нарушением его прав или это обычное российское разгильдяйство, когда строители и заказчики не умеют планировать работы на оптимальный срок?

- Скорее – второе. Если длительный ремонт согласован с родителями, это не является нарушением прав ребенка. Если же садик закрывают на все лето, не согласовав это с родителями, у которых нет ни бабушек, ни дедушек, ни возможности куда-то пристроить ребенка, это уже требует разбирательства. Причем, люди порой обращаются к уполномоченному по правам ребенка за помощью не потому, что в этом есть реальная необходимость. Их обижает, что с запросами их дочери или сына не считаются, зачастую ставя семью перед фактом: закрываемся на ремонт.

- Постоянно в садиках показывают спектакли. Кто отвечает за приезжих постановщиков? Откуда родителям знать, должен ли ребенок это смотреть? Сбор для всех - 80-150 рублей. Получается какое-то стадное чувство…- Понятно, что с родителями надо разговаривать. Если, например, на родительском собрании все они скажут, что будут сами ходить с детьми по театрам – ради Бога. Но ведь зачастую у родителей нет на это времени и сил. Понятно, что идеальный вариант – рассказать, кто приедет, с каким спектаклем… Тогда и не будет разногласий и подобных вопросов.

- Кто контролирует дошкольное питание в детских садах?

- Роспотребнадзор. Также в каждом саду работает бракеражная комиссия, медицинский работник отслеживает качество приготовленной пищи. Кстати, представители родительского комитета тоже могут быть включены в состав бракеражной комиссии. Мы тоже, когда проводим мониторинг соблюдения прав детей в детских дошкольных учреждениях, смотрим, как организовано питание: разнообразие, соблюдение норм питания, порции, проверяем документы… Обычно делаем это, если на учреждение есть жалобы.

- Почему не ведется ремонт или замена обветшавших городков на площадках садиков, как заведующие контролируют их?

- Заведующие отвечают за все, что находится на территории детского сада, в том числе – за все сооружения. Если есть несоответствия нормам, стандартам, то есть какие-то повреждения, которые могут привести к несчастным случаям,
заведующие должны по возможности их сразу же устранять. Нет возможности (а обычно – нет средств), руководители учреждения должны просто убирать такие сооружения. Та же проблема – с детскими площадками во дворах. За них тоже должны быть ответственные.

- Утром и вечером в группе «играет» радио - одна из двух Коряжемских волн. Это педагогично?

- Ну вот какого ответа от меня ждут? Я даже не знаю, что там звучит – на этих волнах.
Может быть, не нравится радио в принципе? Думаю, это тоже вопрос, который элементарно разрешить одним разговором с воспитателем.

- Почему так мало частных детских садов в Коряжме?

- Их везде мало. Столкнувшись с массой проблем при их организации в самом начале, многие предприниматели сочли, что игра не стоит свеч. Судите сами: требования к организации частного садика не ниже, чем к государственному. Тем не менее, число таких садиков по области растет – возможно, потому, что министерство образования плотно занималось этой проблемой, пытаясь помочь тем, кто на организацию садиков все же решился. Поскольку государство не может в полном объеме обеспечить всех ребятишек, то частная инициатива – это, конечно, некий выход. Хотя и обольщаться не стоит. Не каждому частный садик по карману.

- Ведется борьба с курением во всех школах. Я не сторонник курильщиков, напротив, но не проще ли сделать специальные комнаты для подростков, и вести по ним «черный список», чем гонять ребят по школе и территории?

- Не думаю, что это логично. Получится: мы против курения, но, вроде как, и можно - вот комната, курите, пожалуйста... Так, что ли? Уж если вся страна решила бороться с этой вредной привычкой, понятно, что начинать нужно со взрослых. Я имею в виду запреты. А вот профилактикой заниматься с детьми.

- А если бы к вам обратился курящий подросток: мол, нарушают мои права… Что б вы ему ответили?

- Я бы ответила, что его право на курение заканчивается там, где начинается право всех остальных рядом быть здоровыми. Курение вообще не то, что требуется защищать. Это не право, это дурная человеческая привычка. Это личный выбор. Но там, где начинается право других, появляются обязанности того же курильщика. Он ведь живет в социуме, в обществе, и наверняка с детства знает, что приемлемо в этом обществе, а что – нет. Вредить здоровью других – неприемлемо.

- Важная проблема некоторых школ - отсутствие мест для хранения лыжного инвентаря (личного). Кто-то хранит лыжи в кабинетах, кто-то в лаборантских, а некоторые придумали так: час на физкультуре занимаются, а на второй отправляют детей по домам разносить лыжи….. Как вы на это безобразие смотрите?- Ну, конечно, я смотрю на это отрицательно. Понятно, что второй урок перестает быть уроком, если дети вынуждены с лыжами в руках бегать по городу. Руководство школы должно решить эту проблему.

- Школьные, спортивные, уличные поля для бега и игр в футбол находятся в плачевном состоянии. Жители близлежащих домов выгуливают там собак со всеми вытекающими и дурно пахнущими последствиями…

- Все это – такая же беда, как не закрепленные футбольные ворота, что, к сожалению, встречаются при посещении спортивных площадок, стадионов. Каждый раз четко говорим: либо закрепляйте, либо убирайте. Разумеется, на школьной спортивной площадке должен быть порядок, и его поддержание – дело и администрации школы, и родителей, и учеников.

- Но они же не могут гонять ночами собачников? Значит, школа должна решить вопрос с дворником?

- Вопрос с дворником в такой ситуации должна решать не школа, а город, раз уж он не может построить площадки для собак.

- Будет ли в школах школьная форма или какой-нибудь дресс-код, а то все об этом говорят, но никто в ней не ходит…

- Ситуация обострилась после конфликта с хиджабами в Ставропольском крае. Я считаю, что школьная форма нужна. Как и любая другая, она дисциплинирует на время работы или учебы. Я вижу, как по-разному одеты дети, и как не очень комфортно некоторые чувствуют себя при этом. Подростки болезненно реагируют на то, что одни могут себе позволить нечто модное и дорогое, а другие – нет. Так что форма была бы выходом и в этом смысле. Сегодня не та коричневая форма, что была у нас, возможны комплекты и с брюками, и с юбками, и платья, и костюмы, и разнообразные блузки, и водолазки под пиджак… Всегда приятно заходить в гимназию, где дети в форме. Кстати, сами ребята считают, что принадлежность к своему учебному заведению может быть даже предметом гордости. А выразить ее просто – носить форму этого учебного заведения.

- Давайте предположим, что завтра решат по всей стране ввести форму. И к вам обратится родитель, который сочтет, что права его ребенка ущемлены…

- Если это решение примут на законодательном уровне, мы обязаны будем соблюдать его. Если решение примет отдельная школа – общим голосованием, например, тогда и это решение придется соблюдать всем. Или выбирать другую школу.

- Как вы относитесь к диким случаям, в частности в Финляндии, где под предлогом защиты прав детей этих самых детей отнимают у родителей? Практически без повода - ограничили ребенка в просмотре телевизора, шлёпнули по заду и т.п.? Или вот ситуация: родитель отобрал у засидевшегося чада компьютер и заставил учить уроки или собирать игрушки... Это нарушение прав ребёнка? И вправе ли кто-то вмешиваться со стороны государства в воспитательный процесс родителя?

- К сожалению, чувствуется какое-то предвзятое отношение к семьям за рубежом, где кто-то из родителей (как правило, женщина) – выходцы из России. В прошлом году ко мне тоже обращалась мама, которая вывезла ребенка из одной скандинавской страны, где ребенок уже находился в социальном центре. Его удалось забрать оттуда. Но мама жила в постоянном страхе, что ребенка у нее отнимут и увезут из России. Но эта мама поступила мудро, после рождения сделав ребенку и российское гражданство. Понятно, что на территории нашей области ей никто угрожать не мог. Разве что отец. Но и с ним удалось договориться. Он сам приезжает сюда к ребенку. А вот мальчик (до совершеннолетия) и его мама на свою вторую родину вряд ли смогут приехать теперь без последствий.

По ситуации в Финляндии. Там ребенок пожаловался на папу. Но ведь есть еще и мама. А у нее – еще и другие дети, в том числе новорожденный…. Печально. Непонятное пристальное внимание, какое-то предвзятое отношение.

- Может быть оттого, что Россия заработала себе плохую репутацию? Только у нас такое количество брошенных детей…

- Думаю, это тоже в какой-то степени играет свою роль. Но по ситуации в финской семье, во всяком случае, как нам ее показали по телевидению, я не усмотрела какой-то угрозы детям. Мне кажется, главным аргументом всех социальных служб при изъятии ребенка должно быть твердое убеждение, основанное на фактах, что ему действительно опасно находиться в этой семье. Заключение по степени опасности должно быть объективным.

- А по ситуации с телевизором или компьютером: где кончаются права ребенка в подобных случаях?

- Ребенок – слепок с нашего воспитания. Если мы решаем, что на сегодня ему достаточно сидеть у компьютера, зачем оттаскивать от него? Достаточно просто поговорить с сыном или дочерью. Если отношения в семье доверительные, этого будет вполне достаточно. А то ведь случается и так: чтобы ребенок не мешал, его оставляют у телевизора или компьютера на то время, какое выгодно родителям. Лишь бы молчал. Потом «вдруг» папа или мама «спохватываются»: оказывается, ребенок уже пять часов у компьютера! И – «спать, я сказал!» Но если мы считаем, что ребенку что-то положено, а что-то не положено, надо уметь говорить об этом. Главное – разъяснять так, чтобы понял, а не просто подчинился.

Я бываю в приемных, опекунских семьях, и уверяю вас, всегда вижу, где и каким образом выстроены отношения детей-родителей. Даже чужим приятно находиться там, где есть понимание и доверие, и нет крика и одергиваний.

- Скажите, ваша должность подразумевает защиту только ПРАВ детей? А как же их обязанности?

- Должность – да, подразумевает защиту прав. Но я уже говорила: право одного ребенка накладывается на право другого, право всегда подразумевает обязанности. Поэтому мы специально разработали презентацию (по возрастам), которая так и называется – «В мире прав и обязанностей». Права и так всем ясны – на образование, воспитание, медицинское обслуживание… А вот обязанности? Раз тебе дано право на образование, ты обязан ходить на уроки, выполнять домашние задания, соответственно вести себя в школе, не мешать другим детям… Тут же – и ответственность: не ломать, например, школьную мебель или компьютер…

- Как вы относитесь к разумным телесным наказаниям?- А что – разумно?

- Ну, я думаю, имеется в виду «шлепнул, подзатыльник дал»…

- Мне кажется, без этого вполне можно обходиться.

- А если сгоряча? Потом и сам жалеешь, кидаешься целовать-обнимать…

- Можете не верить, но меня в детстве никто никогда не шлепал и подзатыльников не давал. И я очень благодарна за это тете, которая воспитывала меня. Мама умерла, когда мне было 9 месяцев, и меня воспитывала сестра папы. Причем, все это было не официально. Нас осталось трое, я была младшей. И тетя просто приехала на Урал из Архангельской области, и помогала отцу, а потом увезла нас в деревню. Я, уже став взрослой, удивлялась: сколько же у нее, деревенской женщины, было терпения миром решать все вопросы. Без каких-либо наказаний.

- Я тоже, став взрослой, понимать стала больше. И теперь могу рассуждать: когда вы хотите ударить ребенка, представьте себя в ситуации, что вас хочет стукнуть кто-то сильнее, и вы не можете ответить ему тем же…

- Полностью согласна с вами! Даже на улице не могу видеть, как, допустим, раздраженная мама тащит за собой ребенка. Он плачет, кричит, а она не хочет или не может остановиться, чтобы успокоить его. А всего-то и надо присесть на уровень его глаз… Не купили игрушку? Ну, так объясните – почему? Возможно, до этого вы потворствовали его капризам и всегда покупали, что он хотел. А тут вдруг решили, что больше этого делать не будете. Так и это надо объяснить. Даже маленький все поймет, если говорить с ним честно. А вообще «разумное» и «телесное» применительно к наказанию - вещи не сочетаемые.

- Из размещённой на вашем сайте биографии не ясно, имеются ли у вас дети? Указано только, что вы замужем...

- Я так понимаю, что предыдущие вопросы именно поэтому и возникли: как же она будет рассуждать, если сама детей не имеет? Вопрос тяжелый для меня, но, коль он возникает периодически, отвечу. Мой сын умер, не успев родиться. Я помогала воспитывать девочку, которая осталась без мамы. И сегодня у нее – сын, которого я считаю своим внуком, а он меня – бабушкой. Мы ждем второго.

- Почему страна отдает детей на воспитание в Америку? Это что – невозможность вырастить самим?

- Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка ведет сейчас большую работу по поводу передачи детей в другие страны, контроля за их усыновлением. Разумеется, если бы всех детей забирали наши семьи, если бы у российских родителей были такие же условия для лечения больных детей, от которых здесь у нас многие годы все отказывались, вопрос об усыновителях за рубежом не стоял бы. Сейчас положение дел, условия для этого потихоньку меняются. Думаю, каждый уже знает как минимум одну семью, где есть приемные дети. И это вселяет надежды на то, что мы сможем сами растить и воспитывать своих детей. Важно для этого решать одну из глобальных проблем страны – с жильем. Множество людей и взяли бы ребенка на усыновление, но им не позволяют этого сделать жилищные условия.

- Как вы считаете, родители сегодня хорошо воспитывают детей? Что по правде нужно сегодняшним детишкам?

- Принципиальная разница в воспитании заметна, пожалуй, только в тех семьях, которым сложнее всего пришлось в 90-е, когда росли они сами, когда рушились семьи их родителей, когда хлынули в страну наркотики, когда запредельной была безработица… Но, в принципе, во все времена были семьи, которым жилось хуже, чем остальным. Поэтому серьезная разница в воспитании обусловлена, на мой взгляд, главным образом, изменившимся ритмом жизни. Многие родители реально уделяют сегодня детям времени меньше, чем даже 2-3 десятилетия назад. А детям всегда требовалось именно внимание родных.

- Есть ли дедовщина в детских домах Архангельской области?

- Я побывала в большинстве детских домов области. Обнаружить дедовщину бывает сложно. Но конфликты между детьми, конечно, бывают. И иногда в доверительной обстановке они рассказывают об этом. Порой дети жалуются и на педагогов. Абсолютно идеальной ситуации я не встречала нигде. Но есть детские дома, где атмосфера мне нравится больше, чем в других, и есть такие, после посещения которых приходится подключать к решению каких-то вопросов министерство образования и оставлять ситуацию на контроле, и снова возвращаться туда.

- Ольга Леонидовна, где грань между нарушением прав и преступлением?

- К сожалению, права ребенка нарушаются не только какими-то структурами (муниципалитет не оформляет в детский сад, больница не лечит должным образом и т.д.), но и самыми близкими людьми – родителями. Среди жалоб жилищная проблема стоит у нас на первом месте. А на втором – внутрисемейные проблемы. Но любая проблема в семье - это всегда ущемление права ребенка: например, на общение с одним из родителей, с бабушкой-дедушкой, на жилье (когда при разводе из квартиры выселяют и ребенка)… Когда нарушение права не влечет за собой серьезных последствий, это нарушение права. Но если оно нарушено, его необходимо восстановить. В остальных случаях вопрос об этом решают правоохранительные органы.

- Хватает ли у вас возможностей, чтобы защитить права ребенка? Что мешает? Что надо изменить в системе, чтобы не ломали судьбы детей?

- Помогает предыдущий опыт работы депутатом, широкий круг общения. Ведомства – те же министерства здравоохранения или образования – реагируют на любые жалобы. А мешает то, что не все, кому это положено по чину, ответственно относятся к порученному делу. Полномочий наказывать их у меня нет, они есть только у учредителей (тех же детских садов).

- Тогда почему вас должны бояться?

- Обо всех нарушениях мы сообщаем учредителям, которые обязаны реагировать на них, решая, в том числе, и вопросы по соответствию того или иного руководителя занимаемой должности. Потому что, если не отреагируют, а последствия наступят более серьезные – отвечать за них придется уже им самим. Все, что связано с детьми, очень серьезно отслеживается и надзорными органами. На сегодняшний день у нас заключены соглашения по защите прав детей с прокуратурой, следственным комитетом, управлением внутренних дел, службой судебных приставов, роспотребнадзором.

Если у вас возникла ситуация, когда необходима помощь уполномоченного – координаты Ольги Смирновой: 163000, Архангельск, Троицкий проспект, 49. Тел., факс: (8182) 28 81 71. E-mail: smirnova@dvinaland.ru

Этот адрес и телефон должны быть во всех детских учреждениях. Чтобы любой ребенок или родитель мог прийти, позвонить, написать…


Возврат к списку

Задать вопрос
Вы можете задать свой вопрос напрямую Уполномоченному и получить на него ответ по электронной почте (как?)
Для того, чтобы создать обращение необходимо:

1. Заполнить все поля в форме;
2. Написать текст обращения в большом поле;
3. Ввести проверочный код с картинки;
4. Отправить обращение уполномоченному.
Принимаю соглашение





Законодательство Архангельской области
Скачать правозащитную информацию
Проекты и программы
Информация по реализуемым проектам
Партнеры
В данном разделе представлены наши партнеры
Часто задаваемые вопросы
Список часто задаваемых вопросов